На сайте одного из республиканских общественно-политических еженедельников размещено открытое письмо Министру культуры РФ, Председателю Правительства РД и руководителю Агентства по охране культурного наследия РД, подписанное группой ученых. В нем отмечается, что в Махачкале имела место выставка Калеба Шмидта «Ихтилат», где в качестве арт-объектов демонстрировались  оттиски с выкрашенных предварительно краской  памятников орнаментальной культуры, что, несомненно, привело к повреждению памятников. Также в письме отмечается, что реакция Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан не была незамедлительной и ясной.

По данному открытому письму, я, М.А. Мусаев, как руководитель Дагнаследия, сообщаю следующее.

В рамках рассмотрения обращения гражданина о варварском отношении к памятникам культуры художника Калеба Шмидта в ходе подготовки им предметов выставки «Ихтилат», 10 мая 2024 г. Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан с участием представителей Общественного совета при ведомстве было проведено выездное обследование объекта культурного наследия регионального значения «Мечеть (Джума-мечеть)», XV век, расположенного в с.Кубачи Дахадаевского района. В ходе обследования были выявлены нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия – нанесение красочного покрытия на несколько элементов декора объекта культурного наследия (каменные рельефы), в которых усматриваются признаки административного (7.13 КоАП РФ – Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ) и (или) уголовного правонарушения (ст. 243 УК РФ – Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов РФ).

Данный материал Дагнаследием был направлен 13 мая 2024 г. в Прокуратуру Республики Дагестан для дачи правовой оценки и принятия мер прокурорского реагирования в целях пресечения нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Проведенный Агентством в период с 6 по 8 мая 2024 г. анализ фотографий с выставки «Ихтилат» и иных материалов, в том числе публикаций в социальных сетях Калеба Шмидта, показал, что художник наносил красочное покрытие на памятники искусства для получения оттисков, которые и явились предметами выставки. Для их получения были использованы надмогильные плиты и каменные рельефы, расположенные в различных населенных пунктах Республики Дагестан.

С целью выявления фактов нарушения Калебом Шмидтом законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия осуществлены выездные мероприятия в селения Корода, Чох и Урала (Куяда) Гунибского района, заброшенное поселение Кала-Корейш в Дахадаевском районе.

В ходе проведения выездного обследования объекта культурного наследия федерального значения «Мечеть с минаретом, XVII в.», расположенного в Корода, и выявленных объектов культурного наследия «Стела надмогильная, 1835 г.», «Стела надмогильная, середина ХIX в.», «Стела надмогильная, 1910», «Стела надмогильная, конец ХIХ в.», расположенных в Чохе, зафиксированы нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия: нанесение красочного покрытия на элементы декора объекта культурного наследия (каменные рельефы) и на выявленные объекты культурного наследия. В действиях гр. Калеба Шмидта, усматриваются признаки административного (7.13 КоАП РФ) и (или) уголовного правонарушения (ст. 243 УК РФ).

При выездном обследовании многочисленных памятников, расположенных в Кала-Корейше, нарушений законодательства, связанных с нанесением красочного покрытия, не выявлено. По результатам беседы с Калебом Шмидтом установлено, что арт-объект со средневекового горизонтального надгробия был получен без использования красок неинвазивным методом.

В результате выездного мероприятия в Урала (Куяда) зафиксировано нанесение красочного покрытия на рельефы намогильных стел. В связи с тем, что указанные объекты не являются объектами культурного наследия, в действиях гр. Калеба Шмидта усматриваются признаки административного и (или) уголовного правонарушения (ст. 214 УК РФ – Вандализм).

Материалы по нарушениям законодательства, выявленным в ходе выездных мероприятий в селения Корода, Чох и Урала (Куяда) Гунибского района, направлены в Прокуратуру РД и ОМВД по Гунибскому району РД.

Председатель Правительства РД, уделяющий исключительное внимание сохранению и развитию традиционной культуры и исторического наследия, лично дал мне указание предпринять все необходимые меры для привлечения нарушителя к ответственности и пресечения подобных инцидентов впредь.

Учитывая историко-культурную значимость памятников, подвергшихся повреждению, и вызванный этим общественный резонанс, действия по данным фактам Дагнаследием освещались на Телеграм-канале ведомства. В период с 9 по 13 мая по данной теме размещено 7 публикаций. В них четко и ясно обозначено следующее: 1. Экспонаты выставки получены с памятников искусства варварским способом; 2. Дагнаследием проводится работа с целью фиксации нарушений; 3. Материалы направлены в прокуратуру с просьбой принятия мер реагирования. Аудитория, ознакомившаяся с данными публикациями, составила от 1,8 тыс. до 35,7 тыс. пользователей Телеграм.

Изучение обсуждения выставки «Ихтилат» в социальных сетях показывает, что некоторая часть сообщества деятелей искусства, не вникнув в проблему и не разобравшись в методах получения предметов выставки, поддержала Калеба Шмидта, видя в осуждении его действий нападки на свободу самовыражения. Вследствие негативной реакции жителей республики, разъяснений представителей профессионального сообщества, многие из них изменили свою позицию.

Считаю необходимым, привести собственную публикацию на ведомственном Телеграм-канале «Дагнаследие» от 12 мая 2024 г.:

«Последние дни широко обсуждается выставка, экспонатами которой являются «эстампы», полученные варварским (!) способом с памятников искусства. Моральная оценка действий очевидна. Правовая оценка прерогатива соответствующих органов. М.А. Мусаев - руководитель Дагнаследия».

Полагаю, что события должны развиваться исключительно в правовом поле. Дагнаследие продолжит осуществлять все необходимые действия для оценки деяний Калеба Шмидта в соответствии с российским законодательством.