В 1920 году в составе отдела просвещения и печати при Революционном Совете Обороны был создан подотдел искусств, выполняющий функции курирования и управления сферой культуры. В 1921 году в составе Главполитпросвета при Народном комиссариате просвещения создается отдел искусств и РОСТА, в 1936 году переоформленный в Управление по делам искусства при Совнаркоме ДАССР. В мае 1953-го было создано Министерство культуры ДАССР, которое в 1992 году было переименовано в Министерство культуры Республики Дагестан. Тогда же в составе Минкультуры Республики Дагестан было создано ГБУ «Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры». Управление по государственной охране объектов культурного наследия было создано в 2009 году. В июле 2016 года было создано Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан.
В 60-х годах прошлого века появились первые распоряжения Совнаркома ДАССР о взятии на государственную охрану объектов культурного наследия, расположенных на территории республики.
25 июля 2002 г. президентом РФ утвержден ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ. Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников. Согласно закону, объекты культурного наследия подразделяются на памятники, ансамбли, достопримечательные места. Все предыдущие законодательные документыты предлагали более краткие и менее четкие определения и классификацию, что вызвало определённые трудности при выявлении, паспортизации и присвоения памятникам категорий. Такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственные списки.
К объектам культурного наследия отнесены также исторические поселения – городские или сельские поселения, в границах территории которых расположены объекты культурного наследия (памятники, ансамбли, достопримечательные места). Таким образом, по действие законы подпадают исторические города, поселки и сохранившейся исторической планировкой, природным ландшафтом. Особую группу составляют памятники археологии, которые не могут быть приватизированы и являются исключительно государственной собственностью.
Представленные формулировки неотделимы от общеевропейской тенденции широкой трактовки понятия «наследие», когда памятниками считаются не только материальные объекты, но и образцы духовной культуры, традиционных технологий и форм хозяйствования. Памятник сегодня воспринимается в неразрывной связи с его пространственным окружением, а объектом охраны может стать территория, обладающая уникальными планировкой, ландшафтом, ценными памятниками. Закон определяет государственную охрану наследия как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти РФ, направленных на изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.
В законе четко определены задачи госорганов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов наследия.
Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон ставит задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия - информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России. Информация об объектах культурного наследия содержит сведения о времени его возникновения, этапах перестройки, собственнике, а также описание историко-художественных особенностей памятника.
Хронологический критерий, на основании которого объект включается в реестр, составляет 40 лет (исключением являются мемориальные квартиры деятелей культуры, подлежащие охране непосредственно после их смерти). Также в законе освещена проблема собственности на памятник старины. В настоящее время существуют федеральная, муниципальная и частная собственности.
Государству принадлежат объекты археологии, особо ценные объекты культурного наследия РФ, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также историко-культурные заповедники. Определение особо ценных объектов закреплено в указе президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ №49 от 30 ноября 1992». К особо ценным объектам относятся расположенные на территории РФ историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного, или универсального, характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки или искусства.
Таким образом, закон 2002 г. отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях, наступивших после «перестройки». В соответствии с федеральным законодательством, 29 января 2009 года Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан».